26.07.2011 Oleg Klimov

Спасибо всем…

Целью нашего путешествия, которое мы предприняли по Сибири в течение трех с лишним недель, была видеосъемка фотографа Владимира Сёмина для мультимедийного проекта Liberty.SU об Отечественных фотографах «Жизнь будет Фотографией». Продолжение этого проекта стало возможным исключительно и благодаря поддержке со стороны «Камеры Leica в России». Наша искренняя признательность им за поддержку документальной фотографии в России и ее популяризацию.

В течение трех недель мы наблюдали и фиксировали на камеру, как Владимир Сёмин работает над своим новым документальным проектом в Сибири, куда он специально приехал из Нью-Йорка. Это будет основной частью фильма о нем.

Со своей стороны хотел бы сказать, что это действительно уникальный опыт наблюдать за работой и жизнью известного фотографа практически «его же глазами». Жить с ним, говорить, интервьюировать, бесконечно дискутировать на самые разные темы, искать компромиссы, находить их или нет, но в любом случае фиксировать жизнь неординарной личности.


Утром Сёмин (74) мне спать не давал: «Солнце взошло! Вставай! Пора работать!», — возбужденно кричал он. «Куда? Зачем?», — думал я и просыпался от «клацанья» его камеры, которую он направлял на меня спящего и черт знает зачем и почему снимал мою немытую и небритую физиономию. Он снимал всегда, всегда находил, что снимать и всегда опять снимал. Я наблюдал сотни раз за тем, как он выбирает кадр по неведомым мне причинам… Обычно он двигается ровно, медленно —  как в вальсе, но, увидев кадр, замирает как танцор-popping или как хищник, немного сгибает ноги в коленях, начинает дышать ртом, оголяя свои «американские зубы», осторожно подносит камеру ближе к глазам и вдруг стремительно несется к своей «жертве»… Иногда мне казалось, что если в этот момент его остановить, закрутить руки, ноги и не дать снимать, то он неминуемо умрет. Умрет от разрыва сердца, аорты, просто окончательно сойдет с ума, но с ним обязательно что-то случится, если ему не дать сделать этот кадр, не зависимо от того, почему и зачем он его снимает. Он не может не снимать.

Второе, причина первого, что меня удивило- это абсолютное чувство свободы, которое ему необходимо в работе. Любые попытки со стороны любого человека или организации ограничить его в свободах и правах заканчиваются обязательным бунтом. Неминуемым. Это даже не бунт, а взрыв динамита или извержение вулкана. «Я выкошу здесь всю траву, ни травинки не оставлю после себя..», — часто повторял Сёмин слова легендарного военного фотографа Дона Маккаллина (Don MacCullin). Удивительно, большинство известных мне фотографов воспринимают свободы как данность им вместе с камерой. Для Сёмина свободы — это «завоевания». Он постоянно за них борется и почти всегда получает их. А если не получает, то в гневе уходит прочь.

«Почему ты снимаешь?» — глупо спросил я, — «Это просто, — ответил он, — я больше ничего не умею делать…» Должен согласиться, ответ не только искренний, но и соответствует действительности. Искренность, с которой он может говорить, иногда «чудовищна» как это не парадоксально звучит. Лицемерие, так свойственное нашей цивилизации, почти не коснулось его характера, за исключением наивных и даже детских попыток льстить, лукавить и говорить неправду.

Так или иначе, это было отличное путешествие, способствующее познанию как друг друга, так и окружающего и вечно меняющего пространства вокруг нас. Я хотел бы только сказать, что это путешествие было бы невозможно без поддержки коллег и друзей в Сибири.

Отдельная благодарность Василию Мельниченко (Омск), который ночью приехал на вокзал сказать нам «привет», подарить бутылку водки, что помогла нам приукрасить жизнь в плацкартном вагоне, за вкуснейший шоколад, который я съел украдкой от всей съемочной группы и просто спасибо за солидарность…

Спасибо Владимиру Дубровскому за организацию съемки в Новосибирске и его супруге Линде, чей день рождения мы прекрасно провели на заимке профессора Седых.

Спасибо Владимиру Соколаеву (Новокузнецк) за приют в его светлой мастерской с большими окнами, за интеллектуальные разговоры и просвещение, а лично от меня за возможность вместе ремонтировать его замечательный автомобиль.

Спасибо Саяне Монгуш (Тува) за организацию съемки среди Саян, за ее квартиру, в которую она нас впустила на ночлег и за дыхание тувинского «Черного Неба».

Спасибо Александру Кузнецову (Красноярск) — альпинисту, фотографу и режиссеру за продолжение его фильма «Территория любви» для каждого из нас, за его прекрасную квартиру, где мы отдыхали «душой и телом».

Фотографии Олега Климова, Владимира Сёмина и Саяны Монгуш

Facebook comments:

Добавить комментарий