27.08.2011 Oleg Klimov

«Нужно по капле выдавливать из себя раба…»

— писал Антон Чехов в письмах к издателю и журналисту Суворину. Занятие фотографией, по сути, это — от кадра к кадру «выдавливание» из себя раба. В отличие от композиции этому никто не учит и редко кто говорит вслух о тех внутренних состояниях, в которых прибывает фотограф, делая свои фотографии, показывая их зрителю или потенциальному  работодателю, как принято говорить сейчас — во времена «управляемой демократии».

Портфолиоревью, о котором сейчас много говорят, — очень архаичная и крайне устаревшая форма общения между фотографами и  работодателями всех мастей, в процессе которой обязательным является жесткий регламент времен «Холодной войны». В действительности, на смену им уже давно пришли фотографические фестивали в разных городах мира, где общение происходит на разных уровнях, — и их эффективность значительно выше как для фотографов, так и для работодателей. Кроме того, сейчас активно развиваются и существуют различного рода профессиональные интернет сообщества, где фотограф может получить консультацию, показать свои фотографии самым разным издателям, коллекционерам, галеристам.., минуя унизительную процедуру постоять в очереди и уложиться в 15-20 минут общения с Господином или Госпожой от фотографии. Кроме того, любой из фотографов может поехать на любой фестиваль, организовать встречу в любом агентстве или галерее мира. Но крайне редко это делает кто-либо из российских фотографов. Почему? — догадайтесь сами.

Проблема российского фотографического сообщества не в его закрытости, как утверждают «идеологи Портфолиоревью», а в отсутствии развития, что ограничивает его и делает невозможным интеграцию в мировую фотографию. Дело в том, что падение Берлинской стены и распад СССР вовсе не означал разрушения «стены ментальности», избавления от фотографического рабства и местечковости ныне существующей российской фотографии. Фестиваль «Интерфото», который проводился в 90-х годах при поддержке американцев, был закрыт в том числе и по причине: «Нечего нам тут насаждать западную фотографию, мы сами с усами…» — еще одно качество российской фотографии — рабский снобизм.

Вместе с тем, я прекрасно помню, как во время фестиваля «Интерфото» Марк Рыкофф, фоторедактор журнала «Тайм», публично раскладывал на столе фотографии Владимира Семина, выбирал нужные, критиковал, собирал комбинации, раскладывал по значимости… Каждый мог видеть это и вносить свои комментарии. Знаю и о том, что поздно ночью Энтони Сво с переводчиком постучался в квартиру Владимира Сёмина и просто сказал: «Твои фотографии замечательны, ты должен отправить их на грант Юджина Смита». Так ночью на улице Неглинной был сделан первый шаг, после которого Владимир Сёмин, единственный в России фотограф, получил престижный Грант Юджина Смита.

Мне приходилось присутствовать на портфолиоревью как с одной стороны, так и с другой. В качестве фотографа и с полномочиями ревьювера. Уже по регламенту это унизительная процедура как для одних, так и для других. По крайней мере я это чувствовал и могу открыто говорить об этом. Если вы не укладываетесь в регламент и, тем самым, нарушаете процессы работы «машины портфолиоревью», к вам подходит девочка и елейным голосом объявляет «Ваша время истекло…» — примерно также как в Макдональдсе: «Спасибо. Приходите к нам еще..» С другой стороны, что вам может сказать ревьювер за 15 минут про ваши фотографии? — Ничего нового или тоже самое, что он уже сказал предыдущему фотографу. В этом случае лучше станцевать гопака перед ревьювером или полаять как Олег Кулик — будет больше пользы как для одних, так и для других.

Честно сказать, я хотел бы знать, что будет в этот раз чувствовать Владимир Сёмин, стоя в очереди к одному из ревьюверов с пачкой фотографий за пазухой, которые ему напечатала его жена и помощница Рая несколько лет назад. Хотел бы знать, с каким чувством собственного достоинства будет вести себя Валерий Щеколдин, когда ему объявят, что его время закончилось. Хотел бы знать, какие надежды испытывают молодые фотографы, демонстрируя свои фотографии на лептопах — айпэдах — «Надеждой сладостной младенчески дыша..»

И мне совсем не интересно, что при этом будут чувствовать ревьюверы и организаторы Портфолиоревью, просто хотел бы сказать им: «Господа, по капле выдавливайте из себя рабовладельцев».

На фото Александра Натрускина (РИА Новости): во время телемоста основатели FotoFest Фредерик Болдвин и Венди Вотресс (в центре и правее), их российские партнеры: руководитель проекта «В поддержку фотографии в России» Фонда «Айрис» Евгений Березнер(слева), куратор проекта Ирина Чмырева (слева), заместитель главного редактора РИА Новости Александр Бабинский (справа).

P.S. Собственно это причина по которой я отказался участвовать в Портфолиоревью и которую не хотел озвучивать в надежде, что мое место займут те, кому это действительно нужно.

Facebook comments:

Добавить комментарий