15.10.2010 Oleg Klimov

впустить в дом незнакомца — фотографию -равносильно эволюции сознания

Сегодня получил письмо от незнакомого мне человека. Фотографа или, наверное, правильно сказать бывшего фотографа. Письмо удивительное и искреннее. Меня очень тронула эта история человека, однажды решившего заняться репортажной фотографией. Я написал ответ и попросил разрешение опубликовать… Вот это письмо без сокращений и в авторской стилистике:

«Олег, добрый день!
Желание написать вам у меня появилось уже давно, но как-то не умею я с людьми общаться, особенно если не вижу их лица. Вот уже года три (может больше) как я читаю ваши статьи и стараюсь следить за вашей деятельностью. Пожалуй, бессмысленно говорить, что очень уважаю вас как фотографа, но то что вы стараетесь сделать для фотографии нечто большее, чем просто снимать – достойно особенного уважения и я в данном случае имею в виду не вашу преподавательскую деятельность (она в некотором роде – бессмысленна, если учесть то, что всё чему учатся ваши студенты – в современном мире не нужно никому и всё что им останется делать, так это конкурировать друг с другом за получение единичных грантов и призов, которые скорее продлевают агонию, нежели спасают), а именно деятельность, направленную на поиск новых путей для фотографии, которая, по мнению многих – умерла.

Очень многие ваши мысли и высказывания мне весьма близки, хотя я не могу сказать, что согласен со всем — по крайней мере, движение в сторону мультимедиа формата, мне кажется весьма опасным, хоть и современным (пожалуй, мысль В. Щеколдина о том, что фотография сегодня должна стать консервативной, представляется достаточно верной, по крайней мере в том смысле, что должна придерживаться поверхности бумаги также, как масло придерживается поверхности холста).
Впрочем, предстоящая выставка «Человек in Motion» в рамках фотоярмарки в Санкт-Петербурге видимо покажет двойственность в подходе – и мультимедиа и классическую печать. Только, если для организаторов оба подхода тождественны (а вероятно, присутствует и явное предпочтение классике), то для зрителя (не сомневаюсь в этом) мультимедиа формат будет куда проще и удобнее для восприятия – в век айфона это естественно! Но разве нет опасности превращения серьезного материала в некий аттракцион или развлечение похожее на просмотр ролика на ютюбе?

Черт, я хотел написать что-то похвальное и подбадривающее, а получается критика какая-то!? По большому счету, я вообще не имею права это писать (как человек ничего не делающий), но мне небезразличны, ни ваши начинания, ни их результат. Я прошу прощения, но коли начал – продолжу. Вот, ваши студенты выпускают самиздат – допустим 50 экземпляров можно продать, но кто будет покупателем? – ваши будущие ученики, кто-то из вашего близкого сообщества, ну кураторы (всё те же, а не новые), может кто-нибудь из галеристов отважится; по сути, это издание для самих себя – для около документального сообщества (напоминает змею поедающую свой хвост). А как же некая целевая аудитория (фактически всё общество) – всё мимо?! Вот вы описываете свои впечатления после благотворительного аукциона, говоря о множестве пустых стен, на которых могло бы разместиться миллион фотографий  — уверен, эта мысль сидит в вас очень давно, да, мысль чрезвычайно дерзкая, я бы даже сказал – революционная, но разве она не имеет права на жизнь? Возможно, это безумство, но мне кажется, что эта мысль должна стать программной!

По большому счету, впускание в дом незнакомца (фотографии незнакомца) само по себе равносильно эволюции сознания (невольно приходит на ум «возлюби ближнего своего как себя самого», впрочем, от религии я далек), а разве не это является гуманистической функцией фотографии? К тому же, мне кажется бесспорным тот факт, что фотография, висящая на домашней стене имеет гораздо большее воздействие, нежели любое количество фотографий в любых журналах, хотя бы потому что ты с ней живешь. Пора учить людей потреблять фотографию, а не производить, иначе производство становится бессмысленным. Конечно, ни один нормальный современный человек ни за что не захочет видеть у себя в жилище изображение неизвестного ему человека, ведь для этого его нужно если не полюбить, то, по крайней мере, принять, а это очень непросто и думаю что для большинства недоступно. Понятно, что спроса на такую фотографию нет, но ведь и предложения тоже нет. Бесспорно, если предлагать такую фотографию в каком-то одном – двух местах (будь то галерея или какая-нибудь другая институция), то это не будет иметь воздействия, но если это делать масштабно и не сдаваться какое-то время, то дело сдвинется с мертвой точки.
К примеру, отобрать порядка 100 работ классиков российской фотографии и выпустить их в виде репродукций (конечно с согласия авторов и с рыночной стоимостью не более 10 долларов) по всей стране (как минимум в крупных городах) и конечно, никто их покупать не будет, но … люди постепенно начнут привыкать к мысли, что фотография является предметом купли-продажи и рано или поздно эти продажи начнутся – такова психология человека. Что важно – не доверять функцию продажи галереям и похожим образованиям – им будет не выгодно возиться с этой мелочью – пускай продают оригиналы (авторские принты). В идеале, надо создать некий центр, который будет контролировать сам выпуск репродукций, их распространение, различные популяризационные мероприятия, а также общаться с авторами. Вот сейчас вы привезете винтажи Сёмина, почему бы не напечатать к ним репродукции и продавать по небольшим ценам – нет-нет, да кто-нибудь купит (допустим, даже в качестве сувенира) принесет домой и может быть повесит, а там – неизвестно, вдруг по-настоящему заденет?! Ведь дело не в заработке, а в популяризации! А так, смотришь, и коллекционеры появятся (вот им и надо продавать оригиналы). Конечно, надо отдавать отчет, что далеко не все фотографии можно репродуцировать — это не может быть ни открытая социалка ни война ни катастрофы, но разве без этого у нас мало фотографий которые передают все эти явления но не прямо, а косвенно, исподволь? Есть еще юридические препятствия – например, нарушение прав личности – с этим сложно, ведь закон как дышло…  Наверное, я вам представляюсь каким-то идеализирующим идиотом – видимо так и есть! Но всё же, если представить хоть на минуту что это возможно…
           
Что же привело меня к таким идеалистическо-утопическим мыслям? А то, что привычные нам методы популяризации фотографии (не имею в виду арт-фотографию), такие как выставки и биеннале являются совершенно не действенными, прежде всего потому, что внимание современного человека очень рассеяно и всё на что его хватает – так это сопоставить текст фотографии и ничего более. Вся информация для восприятия черпается из текста и если его отбросить – зритель оказывается совершенно беспомощным. Без текста нормально воспринимаются фотографии, состоящие из максимум одной сюжетной линии и желательно чтобы это был портрет крупным планом. Одним словом, всё то, к чему стремится настоящий мастер проходит мимо зрителя (конечно, если подпись не указывает на некую однозначную трактовку). Зрителю нужно время и определенные усилия для восприятия изображения, а на выставке у него нет ни сил ни времени (для интернета это тоже характерно). Поэтому кураторы стремятся снабдить свои проекты пространными аннотациями и подписями – ведь без этого изображение в большинстве случаев равносильно пустоте. Зрителя нужно ставить в такие условия, чтобы он не мог избежать обязанности самому воспринимать и расшифровывать изображение.
           
Наверно, как-то некорректно, что я вам не представился, зовут меня А.. Пять лет назад я уехал из города N. в Санкт-Петербург в твердой уверенности стать фотографом (репортажным) и вроде всё шло не так плохо – поступил на фотофакультет им. Гальперина, но через некоторое время стало ясно – для работы в СМИ я не гожусь, а от свадеб, корпоратов и дет. садов меня тошнит (не потому что это не нужно снимать – а потому как люди хотят это видеть), вот и решил снимать в стол – для себя – это была огромная ошибка, надо было просто сразу бросить фотографию, но случайный успех на одном из конкурсов не дал это сделать. Теперь то я понимаю, что потратил это время в пустую – фотографировать я так и не научился, зато потерял друзей, стал, если не изгоем среди родных, то человеком странным и крайне неблагонадежным. В тусовку фотографическую я так и не вписался – не хотел, да и не хочу вписываться, трепать языком, восхвалять таких же посредственностей как я сам и водить хороводы вокруг творческого видения – не для меня.

Вы первый фотограф за последние три года, с которым я пытаюсь общаться (в виде этого письма). Мизантропия вообще пагубна для человека! Я пишу вам именно сейчас, когда твердо решил фотографию бросить – поэтому позволяю себе всякую идеалистическую чушь. Я вижу в вас человека очень принципиального и не идущего на компромиссы с совестью, а это явление сейчас крайне редкое, потому столь ценное. Впрочем, я итак вас утомил — закругляюсь. Я бы конечно хотел познакомиться с вами лично, но вряд ли такое знакомство принесет пользу вам и вашему делу – мне нечего предложить, кроме рук и головы, а сейчас нужны деньги и знакомства. Всё что я хочу – пожелать вам успеха, ведь ситуацию в которой находится фотография, да и общество в целом надо ломать и мыслить здесь нужно масштабно и дерзко, а не просто соглашаться с тем, что «человек» глупеет и деградирует. Фотография должна стать по настоящему массовой, но не в прикладном понятии, и не в понятии «почувствуй себя творцом», а в смысле потребления её плодов. Фотография, по сути, за всю свою историю так и не перешла грань прикладного ремесла (арт-фотография не в счет — она родственна живописи больше чем фотографии). Так вот сейчас самое время! Хватит метаться между живописью и кино (видео) – у фотографии есть своя сущность, которую открыли уже давно, но признать не можем до сих пор!  
 
Наверное, я хорошо вас рассмешил, что ж пусть так!
С Уважением, А.»                        

Facebook comments:

Добавить комментарий