20.04.2012 Oleg Klimov

«Республика Православных»

На мой вгляд основа конфликта, который существует в обществе, в действительности лежит между «правами человека» и «правами верующих». РПЦ не первый год пытается подменить «права человека» на «права православных», ссылаясь на бесконечные культурные ценности великой Руси, которые они единственные сохранили и, тем самым, имеют амбиции на формирование «новой идеологии» в пост-советской России»… Такого рода идеи, близкие к фундаментализму, всегда были мотивированы нападками на веру и религию, касается ли это Ислама или Православия в данном случае.

Права верующего, с одной стороны, ограничены его внутренней свободой, с другой — канонами и культом церкви. Человек верующий, в представлении человека и гражданина светского, может быть свободен только внутри самого себя и не свободен в гражданском обществе, где православие является «официальной религией». Вот только один пример:

во время празднования 100-летия канонизации Серафима Саровского шел Крестный ход из Курской области в Нижегородскую, более 1000 километров. Пешком. Ночевали где заставала ночь, иногда в деревенский церквях на каменном полу. Я не шел с ними вместе всегда, но время от времени, приезжал к ним, связываясь по телефону, привозил продукты и снимал. Когда они дошли до мест хранения мощей Серафима Саровского, оказалось, что доступ ограничен не только на территорию храма, но даже в сам город потому, что в день празднования приезжает Патриарх и Президент, на вертолетах. Было оцепление вокруг всего города, дороги перекрыты войсками и выставлены рамки-металлоискателей… Для обыкновенного человека, который прошел 1000 километров, было не реально попасть даже в город. Просто нет возможности пропустить десятки тысяч людей со всей России через металлоискатели. Тогда мои знакомые-верующие просто сели на обочину дороги со словами «На все воля Божья» и стали перевязывать свои сбитые и окровавленные ноги… Я не мог видеть эту картину и предложил им сесть в мой джип и по полям въехать в город. Я готов был их всех перевести по одному. В начале они воодушевились, но потом кто-то сказал, что в охране президента есть снайперы и они могут открыть по нам стрельбу… и все опять заговорили про «волю Божью». Они не поехали, только один молодой послушник согласился и сел в машину. Я проехал через все поле, мимо охраны, мимо снайперов и въехал прямо в центр города. Никто даже не пытался остановить меня. «На все воля божья», — думал я.

Я уважаю верующих уже потому, что у них есть способность, талант быть верующими в наше время. У меня нет такого таланта, но я уважаю тех, кто его имеет. Но кто-то, кроме Бога, должен уважать и мои права — права человека…

‘Свобода вероисповедания ограничена правами человека’ — это утверждение ставит религиозную жизнь в подчиненное положение по отношению к правам человека. Так, если она не соответствует определенному пониманию свободы, то она должна быть изменена потому, что для верующего человека это звучит как призыв к презрению воли Божией ради человеческих представлений…» (Из речи митрополита Кирилла на X Всемирном Русском Народном Соборе)

М-медиа для спецпроекта ЛентыРУ «Страна, которой нет»

Facebook comments:

Добавить комментарий