14.02.2008 Oleg Klimov

Ракурсы Родченко для ОГПУ

Слава, Слава, Слава героям!!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим о дряни.
(В. Маяковский)


Книга «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина», 1934, Ленинград. Автор «красочных» иллюстраций Александр Родченко, который по официальному поручению провел на Беломор-канале несколько месяцев, а не «сбежал на канал» от преследований и гонений, как это сообщается в современной биографии, написанной я не знаю кем.

Со слов ЗК Беломорканала, записано А.
Солженицыным: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это — крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют — и вот замерзают, обнявшись по-двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов — уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломор и навсегда сохранятся там.»

Из книги «Беломоро-балтийский канал имени Сталина»:
«Генриху Григорьевичу Ягоде: «Человечность» и «гуманность» все же большие слова, и мне кажется, не следует от них отказываться. Высшая человечность и гуманность сделана Вами — первым строителем ББК. Она заключается в прекрасной работе над исправлением человека. Она заключается в беспокойстве и создании лучших условий жизни для трудящегося народа. Любая иная человечность и гуманность является ложью».

«В ноябре 1931 года проект Беломорканала был передан в ведение ОГПУ и исполняющего обязанности его руководителя Г.Г. Ягоды».

Справка музея. 1990 год:
Белбалтлаг. Число находившихся в нем, по официальным данным, превышало 100 000 человек. В значительной части это были уголовники, но также и большое число политических заключенных. По меркам правового государства это были невиновные люди, прежде всего крестьяне, так называемые кулаки, в ходе коллективизации лишенные своих хозяйств и загнанные в рабочие лагеря. Кроме лиц духовного звания и прочих «классовых врагов», среди политических заключенных находились также представители дореволюционной интеллигенции, главным образом инженеры и экономисты, которых, начиная с «Шахтинского дела» 1928 года, приговаривали по ложным обвинениям в саботаже как вредителей (по ассоциации с насекомыми-вредителями). Условия жизни Белбалтлага были нечеловеческими: в климатических условиях Приполярья, на голодном пайке, заключенные обязаны были выполнять чрезвычайно высокие нормы выработки. Число жертв, по оценке одного историка в 1990 году, составляет около 50 000

История книги «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина» сама по себе уникальна как и ее герои, авторы и издатели. Многие из них были вскоре расстрелены, сосланы в такие же лагеря или на подобые стройки «конструктивизма». Как известно прежде изданияя был организован «литературный корабль» по предложению Максима Горького к товарищу Сталину. Результат этих договоренностей — книга, которая до сих пор вызывает массу обсуждений и споров как в среде писателей, так и журналистов в ее оценках как гражданских, так и оценках совести. Чаще всего книга упоминается как символ подчинения писателей сталинскому режиму, их отречению от традиций гуманизма в русской литературе… и главное обвинение — искажение правды о Беломорканале.

Однако, все это касается писателей и журналистов, как известно более «нравственно просвещенной» части общества, чем, например, фотографы. В дискуссиях обсуждается возможность, что писатели не видели всех ужасов строительства канала, так как провели не так много времени и не могли покинуть свой «белый пароход в отличие от фотографа Александра Родченко.

Но фотографы это не обсуждают. Они восхищаются «ракурсами великого Родченко«, несмотря на то, что ракурсами в то время занимались все кому не лень: не только в группе «Октябрь», но даже Макс Пенсон в теплом Ташкенте уже экспериментировал в этом направление еще не имея представления о Родченко и группе «Октябрь».

Очень большие сомнения в том, что Родченко тоже «обманулся» как и известные писатели. За несколько месяцев на канале обмануть трудно. Невозможно. Исчезновение негативов и даже фотографий могут быть тому подтверждением. Может быть они и существует до сих пор не только в Московском доме фотографии в виде нескольких копий, но и в архивах ОГПУ-ФСБ возможно найти оригиналы.

Кроме Родченко фотографов на ББК больше не было. Комментарии же самого Родченко и его отдельная статья, посвященная «строителям канала» и «строителю Нового человека», вызывает шок с позиции современного человека будь он хоть «левый конструктивист» или «правый беспредметник«.

Однако, если сегодня-завтра зайти в «Кофе-Хаус» для московских яппи, то никто не удивится ракурсам Родченко, которые служат там уже не пропаганде ОГПУ и человеконенавистническому режиму, а способствуют хорошему настроению буржуазии. «Я нигде не видел, как труд на благо Советского государства так замечательно исправлял еще вчерашних врагов!!!» (А.Родченко о Беломорканале) А если уж совсем хочется проникнуться «новым культом фото-искусства» старого «культа личности», то обязательно нужно посетить «школу Родченко». Как известно искусство бессмертно, если оно имеет торговую марку и если эту марку культивируют почти теми же методами как и создавалось это искусство: кровью, красками, километрами фотопленки и отсутствием совести.
Репродукция с картины Бориса Поморцева

«Хороший Сталин и плохой Малевич»

Update: Почему писатели, даже журналисты отвечают за свое искусство или репортажи, а фотографы нет. Типа мы искусство делаем, когда речь идет об ответственности и совести или как говорит Николай Бахарев: «Совесть нам не к чему»?

Если говорить об этом, то уже значит, может быть, подобного не случится в будущем. По крайней мере будем прежде думать, чем «сдать себя» за фиктивный гонорар или карьеру, или за жизнь, или за жизнь вне лагеря…

Что касается Родченко, то это была не просто «халтура» и только обстоятельства. Это были его убеждения, если вспомнить как он громил «передвижников», выбрасывал живопись из музеев, которые организовывал «по-новому» для новой страны советов. Все это понятно. И то, что он попал в опалу — тоже естественно, как и все революционеры. Их время закончилось. Удивительно, что в лагере не оказался или за границей. Тоже не ясно почему.

Никто серьезно и без элементов пропаганды или коммерции не исследовал позиции художника в жизни и искусстве, биографию (кроме его родственников). Как была пропаганда, так и осталась. Сейчас этот «бренд» используют в силу модности (еще бы новая консрукция путинского общества ;)), но пипл как бы не врубается, что Родченко был по-круче чем Лени Рифеншталь в период фашизма см., например здесь

Facebook comments:

Добавить комментарий