21.09.2011 Oleg Klimov

New Media в Cпецпроекте 1991.Lenta.ru

В общем-то все началось с Путча и закончится развалом страны. Это «увертюра» — материал для того, чтобы дать публике время занять места в зале. Саму «пьесу» покажут в декабре 2011 и сделают ее:  15 фотографов, 15 журналистов из 15 бывших республик. Хорошо, что до сих пор есть люди, для которых события августа-декабря 1991 года являются во многом ключевыми для будущего страны и общества, но в сознании большинства «быстро замыленные» и до конца не осознанные. Мне нравится, что до сих пор есть журналисты — неравнодушные люди, которые нашли друг друга и объединились для создания проекта www.1991.lenta.ru. Конечно, я рад, что тоже принимаю в этом участие.

В принципе задача Liberty.SU, согласно формату проекта в «увертюре», сводится к поиску и формированию визуального контента в каждом номере (выпуске), в частности мультимедиа, галереи фотографий, заглавного фото (обложка) и, по возможности, иллюстрации к статьям и документам. Причем важным является представить максимально «авторский материал» (одного фотографа) как в галереях, так и в мультимедиа. И авторов хотелось видеть российских. Это оказалась достаточно трудная задача. Я просмотрел тысячи фотографий событий августа 1991 года и, как это не удивительно, в большинстве своем единицы российских фотографов снимали все дни путча. Одни отсутствовали в Москве, другие снимали начало или конец, но мало у кого есть вся история целиком. Почему? — у меня нет полного ответа на этот вопрос…

Для создания мультимедиа путча 1991 (используйте кнопку fullscreen на плеере для полноэкранного просмотра HD, прежде всего, требовалась идея. Кроме того, м-медиа должно было быть ближе к клипу, нежели к документальному фильму минут на 20. Почему? — потому что опыт показывает, что большинство юзеров не готово к просмотру общественно-социальных м-медиа в интернете больше чем в 3 минуты. Это просто факт. С другой стороны, было необходимо сделать материал максимально информативным и передать настроение общества того времени… т.е. как, я думал, нужен некий «синтез» между рациональным в документах и иррациональным в чувствах общества.

Когда был готов черновой вариант м-медиа, я почти сразу получил звонок от Ирины Меглинской, которая со свойственной ей импрессией прокричала в трубку: «Климов, блядь, ты зачем раскрасил флаги в красный цвет?» Я попытался объяснить, что это только метафара и что наш флаг из красного превратился в триколор за эти дни, но на самом деле это означает, что мы, однажды, проснулись в другой стране и тп… Типа флаг важен, надо это подчеркнуть, все уже забыли, что именно в эти дни мы поменяли не только страну, но и флаг — символ страны в том числе, надо напомнить, что когда люди несли триколор по Красной площади, то они искренне гордились тем, что у них новый флаг… В конце концов я согласился убрать пару «красных флагов» и оставил только один «триколор» в руках Ельцина. Но атака Меглинской продолжалась: «Климов, ты охуел, у тебя парапеты, кресты и портрет Ленина на фотографиях движутся… Я тебя пригласила в проект как документалиста, а ты как студент школы Родченко себя ведешь!» Я попытался объяснить, что «художеств» в этом нет, есть только немного анимации в 3D, чтобы нескучно было, причем эти анимации только подчеркивают содержание, но не искажают его. Короче, в этом я отказывался идти на компромисс в том числе и потому, что на анимационные эксперименты было потрачено чертова куча времени, а эффект длился всего несколько секунд. Однако тогда Меглинская стала добиваться своего в другом — изменить галерею Щеколдина в некоторых фотографиях из психбольницы и убрать несколько «советских портретов». Советской психбольницей Щеколдина пришлось «пожертвовать», звонить ему и просить согласие на изменения галереи. Он согласился в конце концов. В итоге, честно говоря, все получилось значительно лучше.

Полностью «первые номера» и «обложки» (заходные фото) находятся здесь http://1991.lenta.ru/2/

На общем собрании в ЛентеРу решено было, что следующим мультимедиа будут события в Ферганской долине 1989 года и в Киргизии в 1990 году. А весь номер посвящен нашей Средней Азии накануне выхода из СССР. Меглинская настаивала на конкретных историях в фотогалереях, а не на абстрактных обобщениях в фотографиях из той или иной республике. В общем-то все были в этом согласны, кроме разве того, что достаточно сложно найти цельные истории, которые делались 20 лет назад. Во-первых потому, что мало их кто делал, во-вторых потому, что советские фотографы из официальных масс-медиа практически не снимали эти события просто потому, что это было запрещено цензурой. А в-третьих, оригинальный материал в негативах необходимо было сканировать, обрабатывать и тд.

Мы решили, что в мультимедиа объединим историю из Ферганской долины (где снимал я) и историю из Оша-Узгена (где снимал Олег Никишин), сделаем видео-запись с воспоминаниями авторов, найдем аудио и видео того времени и все это смонтируем в одно м-медиа. На кухне ЛентыРу записали «воспоминания фотографов», отсканировали фотографии из Узбекистана (1989) и Киргизии (1990), но когда я попытался монтировать, то не мог соединить два этих события, несмотря на то, что на кухне мы вместе с Никишиным говорили об одном и том же. В этом и была проблема — в повторениях. События Ферганы и Узгена были очень похожими по своей форме и содержанию. Однако из Узгена и Оша было значительно меньше архивных материалов, не считая фотографий Никишина. Короче говоря, только под утро, перед выпуском номера, я принял нелегкое для себя решение и выбросил материал Олега Никишина из мультимедиа, но предложил сделать его галерею отдельно. Слава Богу редакция легко согласилась, иначе, мне пришлось бы отвечать и перед Никишиным хотя бы потому, что мы использовали его штатив и микрофоны для записи «воспоминаний» )))

Таким образом стало значительно легче сделать «драматургию м-медиа», я просто использовал «шаблон» репортажа, который снимал 20 лет назад для газеты «Вечерняя Казань», причем сделал такое же название материала.

Мультимедиа «Пять дней в Ферганской долине» здесь (используйте кнопку fullscreen на плеере для полноэкранного просмотра HD

А фотогалерею Олега Никишина поставили сюда http://1991.lenta.ru/1991/09/01/#nikishin

Мультимедийный портрет Джохара Дудаева «Мятежный Генерал» обошелся особо дорого и мучительно. Я первый раз делал мультимедиа, в котором должна быть заложена история жизни человека. Причем история человека не с простой биографией. Для начала надо было изучить его биографию, что тоже оказалось не просто, если учитывать пропаганду как с одной стороны, так и с другой. Я встречался с Дудаевым только два раза, в 1992 и в 1994 году в декабре, перед самой первой чеченской войной, но мне это совсем не помогло. Помогло общение с его женой — Аллой Дудаевой. Я записал несколько часов разговоров с ней через скайп и телефон. Иногда просто говорил с ней о ее картинах или слушал ее стихи. Эти разговоры, я звонил из Москвы и Омска в течение двух недель, привели меня в некоторое отчаяние, если не сказать в депрессию. Наверное, я мог бы под впечатлением написать сценарий к игровому кино или роман объемом в 400 страниц, если бы к этому у меня были склонности и умения, но вся эта история была слишком драматичной, слишком личной, слишком общественной, слишком политической, слишком, слишком… При этом необходимо было оставаться на каких-то нейтральных позициях и постараться рассказать историю словами близких людей к Дудаеву, документами и свидетельствами.

Я понял, что невозможно ограничиться в пять-десять минут в формате мультимедиа и рассказать историю Дудаева. Я увеличил ее до 20 минут, но мне катастрофически не хватало визуального материала до 1991 года. Тогда я решил использовать имеющиеся фотографии из семейного архива Дудаевых два раза. В начале карьеры Джохара Дудаева и в конце, когда его супруга — очевидец, рассказывает об убийстве мужа силами ГРУ, ФСБ и ВВС. Просто пустил фотографии в обратном порядке, как некий «символ» и намеренно затянул демонстрацию каждой фотографии так как думал, что таким образом у зрителя будет больше концетрация на аудиозапись Аллы Дудаевой, а не на визуальный контент.

Последнее интервью с Аллой Дудаевой закончилось около 11 часов вечера накануне выпуска номера, кроме того, я был в Омске только с одним лептопом и за одну ночь надо было отредактировать несколько часов звука, домонтировать весь визуальный проект, отрендерить, экспортировать проект в FLV файл и и передать в редакцию. Просто какой-то постоянный стресс.

Но уже к утру, я решил, что в конце концов сделаю другое м-медиа на эту же тему. Может быть жестче. Но сейчас слишком мало времени и слишком сложная задача, что бы вот так взять ее и решить…
Так или иначе, но пока мультимедиа «Мятежный Генерал» выглядит таким образом (используйте кнопку fullscreen на плеере для полноэкранного просмотра HD

Я рассказываю всю эту «внутреннюю кухню» создания мультимедиа не только для того, чтобы подчеркнуть всю сложность создания так называемых форм «New Media», которые в действительности требуют не только весьма сложных технических и технологических умений и навыков, но главная задача, вместе с тем, заключается в поисках м-формы, которая была бы по возможности краткой, информативной, атмосферной, эмоциональной… другими словами обладала всеми теми функциями, которые знакомы и воспринимаются человеком в реальной жизни…  В любом случае —  это эксперименты с формами демонстрации и далеко не последние эксперименты… так что продолжение будет и на радость общественности будут звонки Меглинской))

Facebook comments:

Добавить комментарий