11.12.2009 Oleg Klimov

«Монтаж Террора»

rodchenkoЭтот репортаж на трех газетных листах написан мной с Беломорканала и опубликован в престижной газете Нидерландов NRC*Handelsblad в разделе «Искусство». Формальным поводом публикации послужило открытие выставки Александра Родченко «Революция в Фотографии» в галереи FOAM, которую откроет Ольга Свиблова в следующий четверг в Амстердаме.

В репортаже  идет речь  о государственном терроре, фальсификации, лжи, предательстве… и «таинственном превращении» пропаганды Ленина- Сталина в искусство. Это другая сторона «Революции в фотографии», которая мало известна не только бывшим совестким гражданам, но и западному почитателю так называемого «левого искусства для диктатуры пролетариата».

Почему это важно? — потому что это было начало и основа отечественной фотожурналистики, наследие которой мы до сих пор испытываем. На протяжении всей истории наша  «документальная фотография» являлась ничем иным как пропагандой того или иного режима. Не рассказывала о человеке и обществе, а пропагандировала кровавые режимы, диктаторов, подменяя понятия террора на понятие перевоспитания воров, проституток… врагов народа. Все это продолжалось в той или иной степени лжи и фальсификации вплоть до «Перестройки» и, как можно заметить,  возвращается в наше время. Началом этого в фотографии был Беломорканал и впервые сделал это Родченко под руководством ОГПУ. Это миф, что он был гоним Советской властью за «левое искусство». Скорее всего, он стал презираем этой самой властью, в услужении которой находился до конца своих дней. Поэтому это не только личная трагедия Родченко, это стало трагедией большинства отечественных фотографов и фотографии в целом: в несоответствии отражения мира внутреннего и мира внешнего.

В отличие от реальной истории, по истечению времени, искусство преобретает вид «моральной и нравственной чистоты», но в истории общества и государства, в ее современных оценках,  становятся известны чудовищные факты, объяснение которых не решаются в рамках только искусства и документа потому, что между ними всегда находится человек.

Меня часто спрашивают почему я этим занимаюсь, чем так не нравятся мне «ракурсы Родченко»? Мне кажется в репортаже с Беломорканала, я ответил на это вопрос :

«Историк Юрий Дмитриев одет в военный камуфляж, рядом с ним немецкая овчарка, а в боковом кармане на груди заметно оттопыривается ручка пистолета: «А зачем Вам оружие?», — спросил я. «Этот пистолет?» — он достал его из кармана и показал в открытой ладони — «Потому что гражданская война еще не закончилась…» Я посмотрел на пистолет и неловко спросил: «А почему вы назначили мне встречу на кладбище?»  Историк улыбнулся и сказал: «А чтобы вам было страшно. Стыдно и страшно…

Историк с пистолетом системы Макарова составляет списки расстрелянных времен сталинизма на Беломорканале. Сотни тысяч: «В начале архив, — говорит он, — Потом темный лес и поиск расстрельных ям». Его не любит местная власть потому, что он уже много лет призывает их к совести и покаянию. Его не любит местный народ потому, что народу становится страшно от знания своей истории.

Во время раскопок на Беломорканала местная власть, ссылаясь на то, что они хотели бы знать количество расстрелянных, подрядили строительную компанию, которая экскаватором стали раскапывать могильные ямы. Тогда-то Юрий Дмитриев и использовал свой пистолет. Он подошел к трактористу, приставил к его затылку пистолет и сказал: «Если не остановишься — будешь следующим среди них!» Варварские  «раскопки» удалось остановить. Приехали милиция и местная власть. Власть вновь приказала продолжать копать экскаватором, но рабочие отказались, ссылаясь на историка с пистолетом…  »

Раскопки на Беломорканале. Фото Ю.Дмитриева

Раскопки на Беломорканале. Фото Ю.Дмитриева

На фото и есть настоящая цена того искусства, которым вы сейчас любуетесь и то искусство, которое лично у меня вызывает только омерзение.

(Иллюстрации — скриншот газеты NRC*Handelsblad за сегодняшнее число)

Facebook comments:

Добавить комментарий