Просто хотел бы уточнить некоторые детали относительно поста «Фотография без фуя«. «Наезд» во общем-то был ожидаем, но я не думал, что мнения разделятся на мужскую и женскую половины.
Не думал, что мужчинам и женщинам придется отстаивать не сколько стиль своих фотографий, сколько те или иные гендерные стереотипы.
Превратив поэтическую и фрейдистскую мысль Павла Когана:
«Я с детства не любил овал,
я с детства угол рисовал…»
применительно к фотографии, я, признаться, не думал, что это вернется ко мне лично. Как априори, я предположил, что фотография в частности, искусство и архитектура имеет «мужское начало». Мысль далеко не новая и давно муссируется феминистками как аргумент в пользу «мужского насилия».
Каждый день сталкиваясь с «фото-глянцем», естественно задуматься о причинах этого явления. Гламур стал присутствовать не только в специальных изданиях, он, каким-то образом, стал попадать на страницы общественно-политических изданий, в новостные программы и тп. Я даже не так давно слышал идею, высказанную по ТВ, о необходимости «гламур превратить в национальную идею», высказанную то ли Робски, то ли Собчак.
Феминистки могут казнить или миловать меня, но я убежден, что гламур имеет прямое отношение к «женскому началу» и если это называется творчество, то ему есть определенное название. Просто признайте это или докажите обратное.
Говоря об этом, я совсем не хотел унизить роль фотографов-женщин в документальной фотографии и журналистике, которые, в моем представлении, сделали фотографию гораздо чувственнее, красивее и гуманнее за все историю преобладания «мужского начала» в профессии.
Однако отличительные методы и стиль этих женщин не имеет ничего общего с современным «сюсюканьем» и «мастурбацией» модных фотографов и фотографинь вместе с их гендерными редакторами.
Я хотел сказать, что не молодые мальчики и девочки порождают гламур в масс-медиа, я хотел сказать, что уже существующий гламур стимулирует появления фотографов и фотографии «вагинального содержания» — отсутствия действия, «полезной агрессии» и, как правило, визуального содержания. Фотографии о форме и при полном отсутствии содержания.
Я не отрицаю самой возможности существования такой фотографии, но я против того, что она становится «национальной идеей» и доминантой в современном искусстве фотографии.
Если бы я не упомянул и не подчеркнул разность полов, то все дружно бы осудили гламур как явление, причем те, кто вынужден делать его и все остальные. Но это была не провакация, просто мы так устроены. Нам нравятся женщины или мужчины, но мы привыкли ходить «отдельно»… Боюсь, что с привычками надо уметь расставаться, например, как с выпивкой или куреньем.
На фото Ляли Кузнецовой из серии Азия трудно не заметить «мужского начала» в данной фотографии.