Положа руку на сердце, я и раньше знал о существовании «русского стрита» по адресу www.street-photo.ru, но редко туда заглядывал: всегда по конкретной ссылке от кого-либо и потому, что «русский стрит» меня никогда не интересовал как выделенное из общей массы российских фотографов некое сообщество и тем более — явление в фотографии. Почему? — да просто потому, что как много чего еще, так и «русского стрита» у нас никогда не было. Нет, я знаком со многими фотографами виртуально и лично, в Питере и даже в Москве, занимающимися стрит-фотографией, кроме того, считаю такого рода метод съемки основой документальной фотографии, но конфуз заключается в том, что я не заметил как у нас появился «стрит» и позиционирует себя как отдельный и независимый жанр. Нет, даже больше, стрит, который говорит на своем «визуальном языке». Немного ирония, но фактом является то, что я детально познакомился с этим сайтом благодаря именно дискуссии о «фотографическом языке» и только потому, что мне понравилась эта дискуссия, я изучил и весь «стрит-сайт».
1. Интеллектуальная часть контента:
Как я понимаю началось все с того, что «…осенью 2008 года упомянутые личности вместе с десятком товарищей по созданной ими нон-конформистской Школе Композиции с треском вылетели с сайта Фотокритик, и им позарез нужна была площадка для того, чтоб продолжать постигать туманные композиционно-семиотические науки, попутно обтачивая зубы друг на друге и на окружающих…»
Это цитата из «история создания street-photo.ru» с личного сайта одного из основателей и, в некотором смысле, «идеолога» проекта — Антона Вершовского — фотографа-любителя и, на всякий случай, доктора физико-математических наук. По-моему не самое плохое начало, я бы сказал отличное.
Основополагающая «статья-манифест» называется «У вокзала Сен-Лазар, или Весь этот Стрит«, написанная Вершовским как я понимаю «под редакцией» всего коллектива и представляет собой экскурс в историю западной фотографии с «патриотическими попытками» привязать к всеобщей истории фотографии и фотографию отечественную в лице любимого всеми Александра Родченко, который занимался не только пропагандой сталинизма, но также немного авангардом и конечно же стрит-фотографией в том числе.
Характеризуя тенденции развития современной стрит-фотографии автор исходит из двух «вечных позиций», берущих свое начало с самого открытия фотографии : «…Приверженцы первого утверждают, что в фотографии они ищут эмоции и только эмоции. Сторонники второго… заявляют, что фотография есть совокупность линий и пятен на поле, ограниченном рамкой кадра, и, соответственно, никаких эмоций она содержать не может в принципе, а содержит она подлежащую расшифровке, истолкованию, и последующему эмоционально-литературному наполнению в соответствии с этим истолкованием визуальную структуру. http://street-photo.ru/index.php?mod=articles&id=22#10
Статья скорее»научно-популярная» с источниками информации в конце, прекрасно написанная и действительно интересна для фотографов не столько в контексте истории фотографии и отдельных в ней личностей, сколько в логике изложения и выводах к которым приходит автор:
«Трудность восприятия современной стрит-фотографии неизменно усугубляется тем, что всю внешнюю атрибутику, то есть детальность, красочность, вообще достоверную передачу видимой стороны реальности она с несколько высокомерной брезгливостью оставляет фотолюбителям и коммерсантам от фото-ремесла. Натуралистичности она предпочитает недосказанность, детализации — отсечение всего лишнего и концентрацию на значимом. Она не стремится копировать фактуру предметов, как это делала «прямая» фотография, и не изобретает свои способы ее изменения, как это делали пикториалисты…» На основании этого автор утверждает, что круг развития стрит-фотографии «замыкается» и возвращается к первой известной фотографии Жозефа Ньепса (нерезкое, размытое изображение 1826 года), которая тоже есть «all that street» видимо потому, что «Вид из окна» на улицу (street).
Забавно, что уже в предисловии в post scriptum автор статьи, рассуждая о стрит фотографии как о «All that Street» отсылает нас к фильму «All that Jazz» (Весь этот джаз) — о больном музыканте-художнике с бродвея, который просыпаясь каждое утро, закидывается таблетками и произносит гротескую фразу: «Шоу начинается, дамы и господа!», но кончается тем, что герой устраивает «сердечное представление» в больнице и в преддверии собственных похорон. Отличный фильм, хорошая аллегория со стрит-фотографией и особенно со стрит-фотографами. Забавным кажется и то, что в названии фильма слово «jazz» только на русский переводится как «джаз», а в английском языке имеет множество значений в том числе: ерунда, чушь, вранье.., даже: «занятие сексом» или «мелкая разменная монета» — «мелочь». Хотя все это, конечно, может подходить и под аллегорию «street».
Как я уже и говорил, собственно с дискуссии о языке, но только о «фотоязыке», и началось мое знакомство со street-photo.ru. В интеллектуальном контенте сайта есть статья Эдуарда Чередника «Ключи художественного исполнения визуального произведения зрителем«. Уже после названия хочется поставить точку. Но я прочитал как двоеточие. Статья мне тоже понравилась в своей теории (читал несколько раз чтобы врубиться), которая если и имеет отношение к стрит-фотографии, то очень «теоретическое». В ней автор вводит три языковые группы: Альфа, Бета и Гамма — почти как в случае излучения после взрыва на Чернобыльской АЭС и в конце статьи, вполне логично, но с некоторыми допущениями приходит к выводу, что «творчество» и «художество» начинается тогда, когда в языках Альфа и Бета появляется «диез» и «бемоль» почти как в музыке отсылая фотолюбителя стрит-фотографии к понятию «альтерация», но на самом деле, оказывается, это «ключи» от зрительского восприятия: «символического» и «чувственного» (две позиции понимания фотографии). Судя по всему статья не закончена теоретически и мне бы очень хотелось прочитать продолжение в музыкальном оформлении «Allegro con brio» (Весело с огнем, например как 5-я у Бетховена, когда «Судьба стучится в двери») или что-то в стиле «музыко-логического приношения» интеллектуалов 20-го века с переносом к параллельным идеям в питерской стрит-фотографии.
2. Формальная часть контента.
Простой интефейс или «морда сайта», понятная навигация, что редко встречается в наше время. Лично меня особо позабавила эстетская возможность переключения стиля сайта на черный или белый цвет оформления. Глупость конечно, но приятно получить эстетический выбор между «черным» и «белым». Хотя если серьезно подойти к делу, то существует некое удобство и культура восприятия для зрителя-читателя: лучше темные буквы на белом фоне для чтения, а на темном фоне лучше смотреть фотографии. На street-photo.ru эту возможность можно легко юзать.
Читаем дальше: «Стрит-Фото.Ру – это закрытый клуб, основной своей целью ставящий поддержание высокого уровня стрит-фотографии в пространстве русскоязычного Интернета. Членство в Клубе даже на правах Претендента – это большая честь, отбор новых авторов в Клуб очень строг..» Здесь можно познакомиться с членами закрытого клуба, которых по глупости или наивности в народе могут ошибочно называть «масонами»
Вот одна из целей «стрит-каменщиков», которая особо мне симпатична:
1.3. Формирование авторского коллектива, способного противостоять натиску попсы, гламура, фотошопа, китча и безвкусицы. Цель достойная уважения и написана человеком романтических ощущений действительности.
3. Визуальная часть контента.
Собственно сами фотографии членов Клуба. Это было самое сложное для меня подвергнуть «критическому взгляду» и не потому, что фотографий слишком много, на самом деле не так уж много как на обычных фотосайтах (не более 10 тысяч изображений с 2008 года), а потому что и без меня существует несколько уровней не только отбора фотографий, но и отбора фотографов согласно правилам членства. Очень разумно в наше время. Итог? — хороших фотографий действительно много и есть не только прямое подражание известным западным фотографам, но и попытки делать что-то свое. Я намеренно не называю здесь фамилии авторов, чьи фотографии стали интересны мне потому, что в противном случае должен назвать имена авторов, кто мне не интересен вообще. Однако, я не являюсь критиком, а всего лишь выражаю свою точку зрения фотографа… поэтому не хочу смущать как одних, так и других.
Другими словами есть фотографы у которых сложился стиль или, как они там говорят — «язык»… короче так: есть фотографы у которых «язык подвешен», а есть фотограф, у которых «язык без костей», но что важнее всего у многих фотографов есть глаза и понимание:
Valentina Doneiko: «да, Витя, и я про войну подумала.. Не знаю, наверное, настоящая фотография — это про любовь вообще. А если эта любовь вообще в человеке есть, то уже не так важно, что он снимает, войну или дохлую кошку«.
Но и в заключение скажу: я бы вступил в этот Клуб, если бы меня приняли и если бы когда-то не дал себе «стрит-клятву» не состоять ни в одном союзе и даже клубе, кроме как в «Клубе Самоубийц». Поэтому я решил отделаться только этим постом и просто сказать спасибо организаторам и пожелать удачи выполнить свои задачи.