«Дыхание Черного Неба»

«Известно, что Солнце находится на Небе… Издревле тувинцы Солнце нарекали матерью. Издревле тувинцы Луну нарекали отцом. Юрта для тувинцев была звездным компасом, часовым определителем времени суток…

Любая вещь имеет свою силу, так говорят. У рыбы есть сила. У кедровки есть сила. У коня есть сила. У марала есть сила. У человека есть сила. Однако самое сильное — это Черное Небо, так говорят.

На Земле есть вещи, которые не доступны человеческому глазу, также есть звуки, не доступные человеческому уху, так говорят. Но все эти таинственные вещи доступны человеческим глазам и ушам только после захода Солнца, когда наступает бездонная ночь. И эту бездонную ночь сотворило Черное Небо, так говорят. Что не видно и не слышно в дневное время, то будет видно и слышно только бездонной ночью благодаря Черному Небу, так говорят…»

Это цитаты из книги Монгуша Кенин-Лопсана «Дыхание Черного Неба» («Кара Дээрнин тыныжы»), 2010 — «главного шамана» Тувы, с которым я встретился в Кызыле, в его избушке при музее города, совсем по другому делу…

Лично у меня сложные отношения с шаманами. Я их боюсь. И, честно говоря, есть на то причины. Однажды мое путешествие с одним из тувинских шаманов закончилось реанимацией в Москве. Он, скорее всего, пытался предупредить и предлагал предсказать мне ближайшее будущее, а когда я отказался узнать его, то шаман просто сказал, — «Ты потерял свою тень в мире теней…» Я много чего терял в жизни и посчитал, что могу жить и без своей тени, тем более, если она потерялась совсем в другом мире. Однако в реанимации я часто вспоминал этого шамана и, наверное, в «бездонную ночь» искал свою тень, так говорят.

К удивлению, Кенин-Лопсан быстро принял меня в своей «резиденции», несмотря на совсем скромные подарки, которые мы принесли с собой. Главный Шаман потребовал от меня мою визитную карточку, спросил день, год и место моего рождения. Все это аккуратно записал на моей же визитке и сказал: «Вы добрый человек, хороший… потому что родились в год Кролика. Кролик помогает мне, и поэтому я буду говорить с Вами. Но Вы должны поздравить меня в следующем году с днем рождения, если я буду еще жив…» После чего он сообщил мне дату своего рождения и продолжил: «Мой автограф стоит пять долларов, но Вам я напишу бесплатно потому, что Вы — Кролик — добрый человек. Здесь же напишу дату моего рождения. Поздравьте меня вовремя…»

Так нас благословили в дальнюю дорогу… Случайно или нет, но двигатель машины, на которой мы поехали, стал быстро перегреваться… Водитель не имел опыта управления в горах на постоянно перегревающемся двигателе автомобиля, и я сел за руль старых жигулей. Прежде всего включил на максимум отопление (за бортом было примерно 30 градусов жары), открыл все окна и на спусках двигался на нейтральной скорости (что иногда опасно), при этом перегазовывая двигатель на «нейтральной», чтобы сбросить максимальную температуру. Так продолжалось километров сто на спусках и подъемах, но так продолжаться долго не могло.

Мы сменили автомобиль на полпути и, прежде чем договориться с новым водителем, я спросил — не сломается ли его машина. Он ответил, что до сих пор никогда не ломалась. Мои сомнения были и в том, что новое такси было такой же марки, как и старое. Ну разве что год выпуска более поздний и вид более приличный. Удивительным было то, что и новое такси после одного километра заглохло. Заменили бензофильтр. Ничего. Почистили бензанасос. Ничего. Заменили «катушку». Поехали. Но было поздно… на поезд в Абакане мы опоздали…

«Бездонную ночь» нам послало «Черное Небо» на абаканском автовокзале и, сидя на лавочке, мы пытались «анализировать» происходящее с нами в последнее время. Были две версии: «Шаманская» и, удивитесь, «Морская».

«Шаманская версия» была самой очевидной. Нас везде окружали шаманы. Когда мой коллега-фотограф почти набросился с камерой на шаманку, которая ему запретила снимать, он все равно продолжал «делать свое дело», не обращая никакого внимания на ее слова. Тогда она вплотную подошла к фотографу и сказала: «Я разобью твой фотоаппарат…» Фотоаппарат остался цел, но удивительно то, что когда мой коллега попытался скачать фотографии на свой компьютер, то вместо изображений была только непонятная абракадабра. Естественно, я тут же рассказал ему пару забавных случаев с шаманами, что привело его в полное уныние и даже стало поводом, чтобы отказаться снимать шаманов вообще. Поэтому мне пришлось изменить тактику общения, выступить атеистом и обвинить его в мракобесии в эпоху новых технологий, прогресса и прав человека.

Однако и мне пришлось пережить несколько неприятных моментов. Когда я болтал с нашим оператором, ко мне подошла сзади та же шаманка, что «засветила флешку» и руками стала водить вдоль моей спины, не касаясь ее. Я сразу почувствовал это, но почему-то не мог повернуться к ней лицом, несмотря на то, что она заговорила со мной. Просто спросила, кто я и откуда… Я стал рассказывать ей, но почему-то так и не повернулся к ней лицом… и она так и продолжала двигать руками вдоль спины, боков… Конечно, может быть, я просто некультурный человек и разговариваю с людьми, не поворачиваясь к ним. Но мне кажется, это был не тот случай. Позже мне объяснили, что ничего страшного не произошло и меня просто «сканировали». Это нормально, «так говорят». Другими словами мне «делали томографию по-шамански».

Вспоминая все это на лавочке у автовокзала в Абакане вскоре мы обнаружили некоторые противоречия с «шаманской версией». Дело в том, что наши «злоключения» начались гораздо раньше — при въезде в Туву, еше в Абазе (Хакасия) на другом горном перевале наш автомобиль тоже сломался. Лопнул ремень генератора и нам пришлось вернуться в город, чтобы найти новую машину. А еще раньше, в поезде до Абазы мой коллега уронил на голову нашего видео-оператора верхнюю полку — да так, что ее отбросило в коридор. Мы ожидали «сотрясения мозга» и последующую эвакуацию в Москву. Но все обошлось… голова оказалась крепкой… А еще раньше — нам пришлось координально сменить весь маршрут экспедиции…

Эти факты и «линейный анализ» привели нас к другой версии — «морской», несмотря на то, что мы находились у подножия Саянских гор и ближайшим водоемом является только река Енисей.

У моряков есть такое поверье: если судно и экипаж постоянно преследуют неудачи, шторм, штиль.., то они ищут «Иону». Иона — это человек, член экипажа, чью душу и тело захватили темные силы и через него посылают все напасти всему экипажу до тех пор, пока все не погибнут… В старину туго приходилось тем морякам, кого называли Иона. Часто его приносили в жертву насильно, случалось, что он сам бросался в морскую пучину потому, что его жизнь в замкнутом пространстве на судне была просто невозможна. Если после «жертвоприношения» появлялся ветер или заканчивался шторм, то считалось, что Иону обнаружили правильно. Если же бедствия продолжались, то искали другого Иону. Вот такое варварство. Такое объяснение мы нашли и в нашем случае. Осталось найти Иону.

Пользуясь случаем я показал нашей экспедиции наиболее значимые для шаманов знаки на Небе: Созвездие Большой Медведицы, одну видимую планету и, конечно, Млечный Путь, за которым скрывается Черное Небо, согласно представлению шаманов. Рассказал, что Млечный Путь в космологии считается видимым «ребром» нашей Галактики, в котором живет маленький желтый карлик — Солнце и все ее планеты. Сказал и то, что за Млечным Путем действительно находится бездна Вселенной, просто я учил это когда-то в университете, но я не знал откуда про это знали шаманы.

«Если Черное Небо рассердится, то на Земле произойдет большая катастрофа, так говорят. От гневного дыхания Черного Неба наша Земля может даже перевернуться, так говорят…»

Если Черное Небо добродушно, то и на Земле у людей будет все тихо-мирно, так говорят. От теплого дыхания Черного Неба на Земле рождается вечный цветок жизни, так говорят…»

В книге Кенин-Лопсана невозможно найти научных фактов, разве что такого рода: «Известно, что Солнце находится на Небе». Но это ничего не значит потому, что это «книга иррационального», читая ее, ты вдруг изнутри начинаешь чувствовать некий иной, неизвестный тебе, культурный и мистический смысл не только тувинских шаманов, но и самих тувинцев.

С такими настроениями и в поисках Ионы, бесконечно повторяя цитаты из книги Кенин-Лопсана, мы двигаемся дальше — на границу Иркутской области и Красноярского края…

Фотография Саяны Монгуш