«Тайная», «романтическая», «страстная»… любовь Родченко — это «Девушка с Лейкой» или Евгения Лемберг. Мне пришлось в буквальном смысле выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять историю их отношений.
Официально Евгения была «друг семьи» и ученица Родченко в 30-х годах. Формально, Родченко зарегистрировал свой брак с художником Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до революции (В Казани во время учебы), но вместе работали и жили. Другими словами, как сейчас принято говорить — это был «гражданский брак» с Варварой Степановой.
В 30-х годах Варвара и Евгения много помогали Родченко. Например, они вместе занимались распространением фотографий с «Беломор-канала» (1933) по редакциям. Родченко проявлял и печатал фотографии в Медвежьегорске, потом отправлял их в Москву, в том числе в журнал «СССР на стройке«, который после войны был переименован в журнал «Советский Союз». Распространением фотографий в Москве и занимались Варвара и Евгения.
Насколько я понял из писем и дневников — это была не только романтическая любовь, но и трагичная. В конце концов Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личные отношения с Родченко уже не существовали (судя по дневникам), но, видимо, сохранились отношения как «учителя и ученицы» потому, что в это путешествие на поезде она пригласила и Александра Родченко (они часто путешествовали вместе, например в Краматорск, Донецкой области, летом 1934 г. за некоторое время до ее смерти), но он, в последний момент, «отложил поездку на день». Евгения уехала одна и погибла…
Фотография «Девушка с Лейкой» была снята очевидно весной или летом 1934 года, если верить аукциону Cristies, где винтаж был продан в 1992 году за сумму в 115000 фунтов стерлингов. Так же существуют фотографии Евгении Лемберг «в морских волнах» (без Лейки и одежды) и несколько фотографий «на постели», которые, якобы, тоже были представлены в экспозиции в Лозанне: «Женские образы в фотографиях Александра Родченко» под кураторством Даниэля Жирарди и внуком Родченко — Александром Лаврентьевым. Но я не видел этих снимков.
В дневниках Родченко, на протяжении десятка лет после смерти Евгении Лемберг, есть упоминания о ней (часто рассказанные сны), которые позволяют думать о «романтической любви», а не только о «увлечение учителя своей молодой ученицей».
Ну вот сам источник:
18 февраля 1934 г.
…
Женя звонила, зовет завтра снимать что-нибудь. Хочется завтра уйти куда-нибудь. Одному. Ни с ней, ни без нее…
20 февраля 1934 г.
Вчера был в Доме печати с Женей…
Вопрос встает ребром, или с ней жить окончательно, или расстаться… Ей захочется в гости, на вечера, а мне надо работать серьезно, 26 — 43, это математика… Это реальность.
21 февраля 1934 г.
Написал Ж. прощальное письмо. Немного рисовал. Впечатление такое, будто после больницы приехал домой и не найду себя. Роюсь на полках, все что-то ищу… И ищу свою уверенность и спокойствие… Ищу себя… Смотрю журналы, читаю о живописи… Хочется начать все снова...
22 февраля 1934 г.
….
Нерабочее состояние ввиду раздвоенного чувства между мастерской, работай, Варварой и Женей…
21 декабря 1936 г.
…(около двух лет после смерти Лемберг)
Писать о женщинах как-то не хочется, но, с другой стороны, без женщин нет ни романтики, ни чувства.
Любовь Варвары ко мне необычайно глубока…
А к Варваре как женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…
25 мая 1939 г.
…..
Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала… Я был такой счастливый…По дневникам и письмам мне не удалось понять действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда написал ей «прощальное письмо», но факт остается фактом, они продолжали работать вместе, были в Краматорске (Лейка Родченко оказалась не исправной и съемка провалилась, контракт с заводом был расторгнут), они вместе снимали в Парке культуры… — все это было буквально перед ее смертью.
Другими словами иных фактов нет или они не известны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, я закончу этот пост «оптимистично» и словами голливудских классиков: «И только смерть разлучит нас».
На фотография А. Родченко Евгения Лемберг: 1. На стадионе «Динамо» 1932 г. 2. «Девушка с Лейкой», 1934 г. 3. «Девушка с Лейкой» в другом ракурсе.
(Продолжение)
P.S. Скорее всего эта фотография «с моря» имеется ввиду, которая могла присутствовать на выставке в Лозанне: «Женские образы в фотографиях Александра Родченко»А фотография «на постели», скорее всего, вот эта:
Загрузить весь ПДФ на диск
Источник здесь