Современное искусство не принадлежит народу, оно на службе у креаторов. Критики и искусствоведы сами придумывают различного рода концепции, проекты и другую херню, с умным видом приглашают спонсоров и на оставшиеся деньги от «расходов на креатив» нанимают «пролетариев-художников» для осуществления задуманных изощрений, которые, впрочем, иногда забавно смотреть, если не знать сколько это стоит или просто относится к этому с легкость и юмором.
Прежде чем попасть в недостроенный дом Федерации в «Москва-сити» предстоит долгий путь и, очевидно, это одна из идей авторов современного искусства. Вот, что можно наблюдать: Никто не знает дороги как пройти через всю стройку непосредственно на выставку. Спрашивать рабочих почти бесполезно, но обязательно нужно, так как большинство из них, в одинаковой униформе и даже может показаться для московских декадансов, что все они из одной и той же страны — Таджикистан или Узбекистан.
С тем, с кем я говорил, он только делал вид, что понимает по-русски, в конце концов пригласил своего товарища в качестве переводчика:
— Говори сюда, я уже два года в Москве, а этот только месяц и ничего не понимает.
— Как на выставку пройти? — спрашиваю «переводчика».
— На какую выставку? — удивляется он.
— Современного искусства.
— Какого искусства? — не понимает он.
— Ладно, а Вы здесь чо строите?
— А, Лужков нас пригласил город построить.
— Понял… А как вон к тому зданию пройти, — показал я на недостроенный совет Федерации.
— Вон к тому? — удивляется он, — Так ты в «биналию» пришел, а не к нам с проверкой?
Короче говоря эта часть «проекта» работает гениально… Дальше везде охрана предупреждает: «Держитесь правой стороны, по левой рабочие ходят!» Тоже не плохо. Лифт работает только с первого этажа до 18-го. «Кнопки не нажимайте!» — опять дает указания охрана, — «Двери открываются и закрываются автоматически. От вас требуется только войти или выйти!» Настоящий модерн.
Ну а дальше, все как обычно — современная «хренотень». Но мне понравились два чувака, которые в течения месяца будут красить комнату: один в черный цвет, другой в белый. Друг за другом. Чуваки классные, на художников не тянут конечно, но малярному делу точно научаться. Хотя могли бы и таджиков нанять. Те точно уже научились красить в московских квартирах.
Любому посетителю можно попробовать покрасить черным или белым. Что это означает на самом деле по креативу, я не интересовался. К черту. Мазать стенку тоже отказался потому, что мне предстоит на своей кухне потолок белить, уже много лет не могу собраться. Но маляры попросили меня снять их на память и выслать через интернет… типа они посмотрят в свободное от творчества время.Я снял на фоне какой-то долбанной картины с изображение двух инфантильных молодых людей, похожих на близнецов-гомосексуалистов… Почему нет? Тоже искусство! Вообще все можно называть искусством, зависит от того как к этому подойти: спереди или сзади. Сверху и снизу — уже не модно.
Еще одна «инсталляция», как бы итальянского художника: без особых изысков: решетка у стены, как в суде, а за ней «два брокера» сидят. Люди живые. В смысле не из воска сделанные. Так как я опять не смотрел кто автор этого произведения, то немедленно спросил:
— А кто из вас Ходорковский, а кто Лебедев?
Они остались очень недовольны вопросом, очевидно потому, что все их так спрашивает и злобно ответили почти в голос:
— «Мы итальянские брокеры».
И я сазу потерял к ним интерес… Они не были итальянцами и к тому же были злобные как все типичные жители мегаполиса. Но когда я встретил «картину» с надписью «Безалкогольная водка», то стало совсем грустно от банальности и уже в полном раздражении, я увидел серию фотопортретов «дежурных метро». Бог мой, руки надо оторвать за такие фотографии. На что мой приятель заявил: «Да ладно, напечатай чего-нибудь метр на два, желательно подряд — тоже будет называться искусством. Какие проблемы то?»
Но меня интересовало другое, какие должен иметь амбиции фотограф, чтобы херню повесить на выставке для всеобщего обозрения. Это же выставка, а не блог в ЖЖ! Но все ходят и смотрят с умным видом. Идиоты. Такие портреты даже начинающий репортер постеснялся бы показать в редакции районной газеты.
Надо запрещать продавать не порнографию, а фотоаппараты. «Зри в корень», — как говорил Козьма Прутков. Пусть люди лучше карандашом рисуют. Говорят нервы успокаивает. Так мне один художник объяснил, он всегда чего-то «чирикает» на бумажке, когда не держит в руках стакан.
Возвращаясь к машине, запарковался черт знает где, я опять ботинками мял строительную грязь в полной уверенности, что то «искусство», которое окружает нас каждый день и есть настоящее искусство, а то, что сгенерировали креаторы — профанация и декаденция. Другими словами упадок культуры.
*(Декаденция — процесс социального упадка, при котором социальные институты утрачивают функцию социального контроля и общество теряет свою целостность).
Олег Климов