Почти любая трагедия объяснима «человеческим фактором». Шторм 11 ноября в Керченском проливе (Черное и Азовское моря), понятно, произошел по вине Бога, но все остальное, по вине людей. Обвиняют капитанов судов. Просто. В их инструкциях более 65 пунктов начинаются со слова «обязан». Капитанов на флоте еще называют «ленивыми старпомами». В этом есть доля правды, если не учитывать ту ответственность, которую они несут.
Однако шторм был предсказуемым. Более 56 судов стояло на рейде в ожидании укрытия. Но и у капитана Порта есть инструкции: войти в порт без лоцмана судно не может. Обычно в порту лишь несколько лоцманов и им необходимо много времени чтобы каждое судно поставить в надежное от шторма место. Только после того, как потерпели бедствие несколько судов капитанам разрешили войти в уерытия без сопровождения лоцманов. Но было уже поздно. Плоскодонное судно «Волга-Нефть», под завязку груженное мазутом, разломилось на две части.
Для любого штурмана самое страшное «лечь лагом«, это означает поставить судно параллельно волне, что приводит почти всегда к бедствию. Речники и «лодочники», например, направляют свою «посудину» перпендикулярно волне. Это в принципе нормально, если на реке она не высокая, а судно короткое. Однако в море, при ветре больше 9-11 метров это достаточно опасно. «Взбираясь» на волну, длинное судно может переломиться (Видимо так и случилось с «Волгой-Нефтью). Если же выбирать курс под 45-градусов к волне, то есть опасность «лечь лагом«. Управление судном, в этих условиях и есть «искусство штурмана». Так или иначе, но 20 моряков пропали без вести в Керченском проливе и несколько тысяч тонн мазута и серы стало «морским одеялом» не только для них, но и для всего живого…
(Нажмите на фото или здесь для просмотра флэш-репортажа. Снято близ Тамани и порта Кавказ)